Sola Scriptura

Слайд 1 из 25

Уроки истории заключаются в том, что люди ничего не извлекают из уроков истории 

Олдос Хаксли

Слайд 2 из 25

Вромане-предостережении «Повелитель мух» Уильяма Голдинга повествуется о детях, которые в результате
авиакатастрофы попадают на необитаемый остров. Сначала все идет хорошо: старшие заботятся о младших, а младшие повинуются старшим. Дети соглашаются поддерживать костер на горе, чтобы его увидели проходящие корабли, хотя это и  нелегкий труд. Детям даже интересно жить в мире без взрослых по  законам цивилизации, руководствуясь нормами морали.

Но вдруг все меняется. Дело в том, что причина авиакатастрофы – война, развязанная взрослыми. Мертвый парашютист  опускается на остров. Порывы ветра терзают парашют. Но в темноте дети не могут ничего рассмотреть и воображают, что это таинственный зверь наблюдает за ними. Внезапно детьми овладевает страх. Зверь просыпается внутри них. Каждый уже думает о себе, своих желаниях, позабыв о других. Общество разделяется, и часть детей следует за Джеком, который не заботится о костре, а проводит все время на охоте. Ральф же, наоборот, призывает всех тяжелым трудом поддерживать костер. Джек объявляет охоту на зверя и призывает всех следовать за ним.

В итоге цивилизованные дети теряют человеческий облик и опускаются даже до убийства, когда в темноте принимают за зверя одного из них.

Слайд 3 из 25

В грешном человеке уже с детства есть противоречивые начала добра и зла. Нужна сдерживающая сила свыше, чтобы общество не превратилось в хаос.

Бог дал людям Библию, чтобы ее благотворное влияние служило процветанию человечества. Если поступки человека соотносятся с нравственным учением Библии, то создается благоприятная обстановка для успешной жизни. И наоборот, нежелание людей употребить свою свободу для исследования Священного Писания и следования ему приводит к нравственному упадку, деградации личности и закату цивилизаций.

Дети на острове получили свободу делать все, что им захочется. Но часть из них употребила эту свободу во благо, а другие – во зло. В мире взрослых, как и в мире детей, свободой часто пользуются неверно, потому что имеют неправильное представление о ней.

Из уроков истории видно, что посягательство на свободу со-вести всегда приводило к пагубным последствиям. Даже церковь порой ограничивала свободу вероисповедания, добиваясь подчинения себе не совсем корректными методами.


Что такое свобода согласно учению Библии?
Почему в свое время официальная церковь отступила от принципов свободы во Христе?
Как связаны свобода и исследование Писания?
Почему реформация сердца невозможна без исследования Библии?

Слайд 4 из 25

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СВОБОДЫ ЛИЧНОСТИ

Что такое свобода личности?

Свобода предполагает наличие выбора. В Едемском саду Бог посадил дерево жизни и дерево познания добра и зла. Он запретил первым людям подходить к дереву познания добра и зла, прика-саться и вкушать его плоды. У человека был выбор – послушаться Бога или же сделать все по-своему. В данном случае свобода – это наличие выбора.

Библия рассматривает несвободного человека как раба греха. Только Сын Божий может освободить людей от рабских оков похотей плоти.

«Итак, если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8:36).

Библия предлагает свободу от греха, а не свободу во грехе. После грехопадения человеку трудно делать правильный выбор, поэтому он нуждается в силе извне, чтобы снова обрести утраченную свободу.

Полной свободы нет, но человек приближается к свободе по мере своего соединения с Богом  

Л.Н.Толстой

Слайд 5 из 25

Что говорит Библия о свободе личности после грехопадения?

«К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к угождению плоти, но любовью служите друг другу» (Гал. 5:13).

Библия рассматривает свободу также и в сфере отношений между людьми. Свобода означает наличие ответственности и долга любить ближнего, как самого себя. Библия учит о равенстве всех людей, ибо «от одной крови Он произвел весь род человеческий» (Деян. 17:26). Все люди, независимо от места проживания, цвета кожи, пола, социального положения, являются по праву творения родом Божьим. Все они имеют равные права на жизнь, счастье и самореализацию.

Христос и апостольская Церковь учили каждого человека принципам равенства, свободы и ответственности. Священное Писание говорит, что назначение христианской свободы – служение ближнему. Никому Бог не дал права ограничивать религиозную и гражданскую свободу – ни государству, ни церкви. Как говорится: моя свобода заканчивается там, где нарушаются права моего ближнего.

К сожалению, после того как в четвертом веке христианство стало государственной религией, с течением времени церковь начала господствовать, а не служить этому миру. Она больше заботилась о завоевании земель, утверждении своего владычества и влиянии на монархов. Вместо служения делами любви она начала заниматься
политическими делами, мало чем отличаясь от мира сего.

Слайд 6 из 25

ПОНЯТИЕ СВОБОДЫ В СРЕДНЕВЕКОВЬЕ

Как трансформировалось понятие свободы в средние века?

Хоть апостол Павел пишет: «Нет уже Иудея, ни язычника; нет раба, ни свободного; нет мужеского пола, ни женского: ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3:28), однако факты темного Средневековья говорят, что библейское понимание свободы было утрачено.

Главная причина этого ‒ постепенное отступление церкви от Библии.

В отличие от современного, средневековое общество не знало свободы личности. Средневековый человек не имел широкого выбора жизненных путей, как мы сегодня. Он не мог даже одеваться, как ему хотелось, посещать другие города, подниматься по карьерной лестнице. Роль человека определялась в значительной мере местом рождения и социальным статусом.

Личная и общественная жизнь строго ограничивалась нормами официальной церкви.

Слайд 7 из 25

Каким образом церковь утратила чистоту Евангелия?
Почему в ней начала доминировать древнегреческая философия вместо учения Христа?

В античности и раннем христианстве было уважение к образованию. Люди учились читать, писать, постигали науки, исследовали Писание. Например, в греческом городе Верии после проповеди Павла почетные граждане и простые люди уверовали после того, как ежедневно изучали Библию, сравнивая слова апостола со словами из Писания (см. Деян. 17:10-12).

Христос сказал: «Исследуйте Писания», а для этого нужно приобретать специальные знания, то есть учиться и развиваться.

В церковь приходили язычники со своим мировоззрением, которые понимали многие вещи по-своему. Толкование Библии смешивалось с философией, чуждыми учениями, которые не имели ничего общего с ее здравым учением. Некоторые богословы того времени толковали Библию сквозь призму греческой философии, приходя к неверным выводам о роли церкви в государстве. Например, Блаженный Августин написал трактат «О граде Божьем», в котором предложил модель управления государством – «церковь-государство». Учение Августина предопределило весь ход средневековой истории и
изменило новозаветные представления о свободе личности и роли человека в обществе.

Слайд 8 из 25

Какими были последствия отступления средневековой церкви от учения Библии?

Церковь осуществляла тотальный контроль во всех сферах жизни человека. Подавлялось всякое стремление к прогрессу, даже мыслители должны были действовать в рамках догмы.

Запрещалось читать Библию простым людям. Даже священник, открывающий Слово Божье, был скован рядом строгих ограничений и запретов.

Обряды, традиции, верования других стран Европы должны были уступить перед догмой официальной церкви, сосредоточив-шей в своих руках всю политическую, юридическую и духовную власть. Библию, которая могла пролить свет и подарить надежду всем ищущим истину, читали на незнакомом языке, в основном на латыни.

Апогеем отступления был запрет на чтение Библии под страхом смертной казни.

Слайд 9 из 25

Почему церковь запрещала людям читать Библию, посягая на их свободу?

«В анналах Терраконского собора от 1234 года говорилось следующее: “Опасно давать детям в руки нож, чтобы они сами себе отрезали хлеба, так как они могут поранить себя. Равным образом и Священное Писание мирянам может принести больше вреда, чем пользы”. Кардинал Гозий, довольно авторитетный представитель западной господствующей церкви, говорил неоднократно, что позволять чтение Библии для мирян – значит то же, что давать святыню псам и жемчуг бросать перед свиньями. Ввиду этого чтение Священного Писания было приравнено к величайшему преступлению, каравшемуся смертью. Достаточно было услышать инквизитору, что кто-либо случайно присутствовал при чтении Библии и не донёс об этом, чтобы немедленно возгласить его еретиком и приговорить к сожжению на костре» (Арвид. Борьба с Библией // Благая весть, 1917, октябрь, №10, с. 192, 193).

Христос же сказал: «Исследуйте Писания» (Ин. 5:39). Апостол Петр хвалил верующих, обращавшихся к Библии «как к светильнику, сияющему в темном месте» (2 Пет. 1:19). Иоанн, возлюбленный ученик Христа, заверял читающих пророческие слова Библии: «Блажен читающий…» (Откр. 1:3). Псалмопевец Давид восклицал: «Откровение слов Твоих просвещает, вразумляет простых» (Пс. 118:130).

Библия учит, что исследовать ее должен каждый человек, а не только избранные.

Слайд 10 из 25

РЕФОРМАЦИЯ: ВОЗВРАЩЕНИЕ К ИСТОКАМ

Неужели в истории не было попыток вернуться к учению Библии и тем самым реформировать церковь?

Во тьме, объявшей землю во время долгого правления папства,свет истины полностью не угас. Несмотря на запрет исследования Библии и преследования за ее чтение, все же во всех народах были люди, желавшие знать истину. У Бога во все века были люди, которые не давали погаснуть свету истины. Они верили в Христа как единственного Посредника между Богом и людьми, признавали Библию высшим авторитетом в вопросах веры, стремились соблюдать Десять Заповедей.

Такими людьми были богомилы в Болгарии (10-15 вв.). Они учили, что человек способен меняться, молясь и исследуя Библию. Альбигойцы на юге Франции проводили богослужения на родном языке. Папа даже организовал против них крестовый поход, чтобы истребить учение «еретиков».

В горах Пьемонта обитали вальденсы, последователи Пьера Вальдо, призвавшего других, подобно апостолу Иуде, «подвизаться за веру, однажды преданную святым» (Иуд. 3). Они распространяли части Библии по разным странам, особенно во Франции и Италии.

Слайд 11 из 25

В 14-м веке в Англии взошла «утренняя звезда» Реформации –  Джон Уиклиф.

Он обличал духовенство в запрете читать Библию. Уиклиф призывал вернуться к чистому учению Иисуса Христа, выступал за право мирян проповедовать. Величайшим делом его жизни является перевод Библии на английский язык, что сделало ее доступной для всех людей. Последователи Уиклифа – лолларды, странствующие проповедники, несли свет Евангелия не только в Англии, но и в другие страны. Против них разгорелись гонения и запылали костры, на которых сжигали тех, кто сделал Библию руководством для своей жизни и не желал признать ложных учений.

В Богемии известны Гус и Иероним, являющиеся последователями Уиклифа.

Они проповедовали Евангелие, обличали духовенство в грехах и пороках и призывали вернуться к истокам вероучения Библии. Иероним и Гус засвидетельствовали о Христе своей смертью – были приговорены к сожжению на костре за то, что учили библейским истинам. Перед казнью епископы предложили Гусу отречься, на что он ответил: «Что же я скажу людям, которым проповедовал подлинное Евангелие?». Затем его раздели, а на голову водрузили бумажную митру с надписью: «Отъявленный еретик». Прелаты произнесли: «Теперь мы предаем твою душу дьяволу». «А я предаю свой дух в Твои руки, о Господи Иисусе, ибо Ты искупил меня», – сказал Гус. Потом он начал петь, пока его голос не умолк в огне костра. Даже гонителей привела в ужас бесстрашная смерть и вера верного ученика Христа. Евангелие с еще большей силой распространилось по всей Чехии, а оттуда и в другие страны. Бог расчищал путь для Реформации.

Слайд 12 из 25

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА

 

Біблію я почав читати біля тридцяти років від мого народження, але ця найпрекрасніша для мене книга над усіма моїми найулюбленішими верх взяла, задовольнивши мою довгочасну спрагу й голод водою й хлібом, солодшої понад мед Божої правди й істини…

Подібними словами-образами Григорій Сковорода захоплено оспівує Біблію, що стала для нього джерелом життя, “вічно зеленіючим плодоносним деревом”, “полем слідів Божих” тощо…. З єврейською Біблією, як і з грецьким Новим Завітом, він не розлучався до смерті, а коли вмирав, поклав їх разом зі своїми творами собі під голову. 

— (Й. Іваськів. Український народ і християнство,  с. 152).

Слайд 13 из 25

Почему правление системы, отвергающей Библию, длилось более тысячи лет?
Почему перемены не наступили раньше?

Апостол Павел еще в первом веке предсказал эпоху духовной тьмы (см. 2 Фес. 2:3, 4). Тайна беззакония уже была в действии во времена апостолов. Но десять особенно сильных гонений, обрушившихся на христиан в первые три века истории христианства, сдерживали этот дух компромисса и отступничества. Церковь Божью не сломили ни жестокие издевательства, ни страшные гонения, ни страх смерти во времена Нерона, Диоклетиана и других бесчеловечных палачей христианской веры.

В четвертом веке император Константин принял христианство, религию, которую пытались истребить его предшественники. Часть христиан обрадовалась, что прекратились гонения и даже сам император принял христианство. Но после этого оно утратило чистоту своего учения. Язычники приняли лишь часть истин, но не захотели обратиться сердцем и изменить свой греховный образ жизни.

Слайд 14 из 25

Как язычники отказались от своих верований и суеверий, так и христиане, идя им навстречу, поступились своими принципами. Они так поступили, чтобы привлечь в христианство как можно больше людей, но это привело к утрате чистоты учения Христа и появлению смешанного учения христианства и языческих суеверий.

К концу XV века стало ясно, что церковь нуждается в глубоких реформах и что многие к ним стремятся. Было хорошо известно об упадке и коррупции папства. Но в реформах нуждались не только нравственные ценности церкви. В результате сравнения латинских переводов с греческими рукописями было обнаружено множество ошибок, исправлений и неточностей, возникших в результате небрежного обращения со свитками Нового Завета.

Изобретение книгопечатания, приток византийских ученых и возрождение интереса к художественному и литературному наследию античного мира укрепляли надежду на то, что распространение научных знаний и образования приведет к столь необходимому реформированию церкви.

Если в прошлом на каком-то этапе были введены обычаи, противоречащие христианскому учению, казалось разумным предположить, что возврат к библейским истокам христианства искоренит эти обычаи.

Слайд 15 из 25

Откуда люди знали, что нужно реформировать церковь?
С чем они сравнивали ее состояние?

Действительно, нельзя реформировать христианство, если не знать, каким оно должно на самом деле являться.

В результате отступничества от основ Библии и политической деятельности церковь духовно пала. Нужна была реформа морального состояния церкви и ее учения. Важно заметить, что реформаторы не хотели конфликтовать и восставать против церкви, но желали отстаивать истинное учение Христа и реформировать ее.

Пришло время вернуться к чистому учению Христа, записанному в Библии. Реформаторы взяли лозунг «Возвратимся к источникам», что означало возврат к чистому Евангелию, к учению Христа и апостолов. Они понимали, что без чтения Библии на родном языке невозможно провести подлинную реформу. Позже это выльется в принцип Sola Scriptura – только Библия. Этот принцип означает, что Бог открыл все необходимое для спасения человека в Своем Слове. Каждый человек может понять Библию и тот путь спасения, который она показывает всякому ищущему.

Никакая друга книга не может заменить Слово Божье, потому что оно имеет Божественное происхождение.

Слайд 16 из 25

УНИКАЛЬНОСТЬ БИБЛИИ

В чем уникальность Библии, существенно повлиявшей на ход мировой истории?

Библия – это Божье откровение, адресованное всем людям на земле, каждому народу и каждому человеку в отдельности. Слово Божье есть истина, оно рассказывает о происхождении человека, открывает характер Бога, говорит об условиях спасения, утешает души опечаленных. Влияние Бога через Библию видно в возрастании умственных способностей читающего ее, облагораживании характера, обретении смысла жизни, зарождении любви к ближнему и желании созидать, а не разрушать собственную жизнь и жизни других.

«Есть книга, в которой всё сказано, всё решено, после которой ни в чём нет сомнения, книга бессмертная, святая, книга вечной истины, вечной жизни – Евангелие. Весь прогресс человечества, все успехи в науках, философии заключаются только в большом проникновении в тайную глубину этой Божественной книги… Основания Евангелия – откровение истины через любовь и благодать» (В. И. Белинский).

Слайд 17 из 25

Какие последствия возвращения к чтению Библии?
Что дала Реформация простым людям?

Главным достижением Реформации является возвращение к авторитету Священного Писания. Открылась правда о том, что можно читать и понимать Библию без посредников.

Принцип Solа Scriptura – только Библия – является истинным авторитетом в вопросах веры, совести и жизни, а не Библия и церковные предания, а также авторитетные традиции.

В странах, где подавляющее большинство приняло свет Реформации, сразу наблюдался бурный экономический, научный и культурный рост. Среди них нет ни одной отсталой или развивающейся страны!

Слайд 18 из 25

Главный урок состоит в том, что когда человек верою принимает Евангелие как Слово Бога, то в его жизни происходят положительные перемены.

Христос сказал: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком» (Ин. 10:10).

Иисус – это ответ на нужды современного общества.

Посредством Библии люди могут узнать волю Божью относительно своей жизни и стать счастливыми.

Бог — ее Автор, наше спасение — конечная цель, ее содержание – истина 

— Дж. Локк, английский философ, 17-й век

Слайд 19 из 25

Но если Библию писали люди, то почему она обладает
такой великой силой?

«Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Пет. 1:21).
Авторитет Библии в вопросах веры обусловлен ее Божественным происхождением.
Ее писали около 40 вдохновенных Богом человек на протяжении 1600 лет. В их числе
были люди разных профессий и разного социального происхождения. Несмотря на то,
что много авторов в разные эпохи писало Библию, она сохраняет гармонию и единство провозглашенных истин.

Все авторы Библии говорили не от себя, но от имени Бога. Господь избирал верных
людей, способных передать особенную весть. Давид говорил: «Дух Господень говорит во мне, и слово Его на языке у меня» (2 Цар. 23:2). Михей свидетельствовал: «Я исполнен силы Духа Господня» (Мих. 3:8). Иисус Христос подтвердил, что через Давида и других авторов говорил Дух Святой (см. Мк. 12:36).

Поскольку Святой Дух вдохновлял людей на написание священных книг, то истинным Автором Библии является Бог.

 

Слайд 20 из 25

Как нам быть уверенными, что за столетия переписчики не исказили священные тексты?

В 1947 году были найдены свитки Мертвого моря. Их нашли мальчики-бедуины, искавшие заблудившихся коз. Они бросили камень в пещеру и услышали звук разбитого кувшина. Спустя некоторое время ученые нашли глиняные кувшины со свитками. Так как свитки датировались 3-1 вв. до Р. Х., то к ним было привлечено особое внимание ученых всего мира. Ведь появилась возможность сравнить тексты Ветхого Завета 3-1
веков до Р. Х. с имеющимися свитками 9-го века н. е и узнать, не изменены ли за 1000 лет священные тексты переписчиками и насколько они точны. Оказалось, что эти тексты тождественны! Это впечатляет, ведь в то время не было компьютеров и другой специальной техники, чтобы можно было точно передать послание и не подвергнуть его изменениям, не говоря уже о сохранении и передаче его следующим поколениям.

В сохранении Слова Божьего видна особая забота Господа. Мы можем быть полностью уверенными, что читаем те же Священные Писания, что и Иисус Христос.

Чтение Библии уже само по себе является образованием

— лорд Альфред Теннисон

Слайд 21 из 25

Как сегодня читать и исследовать Библию?

«Блажен читающий и слушающие слова пророчества сего и соблюдающие написанное в нем; ибо время близко» (Откр. 1:3).

Перед тем как открыть Библию, нужно помолиться Богу о смирении и попросить мудрости, чтобы Тот, Кто дал нам Писание, мог изъяснить его нам и даровал понимание Божественных истин. Нельзя предвзято читать Библию – с целью подтвердить
свое мнение. Но нужно приходить с желанием: «Я желаю исполнить волю Твою» (Пс. 39:9). Читать лучше всего в тихом месте, где ничто не будет отвлекать.

Библия – это голос Самого Бога, как если бы Он стоял рядом и говорил нам лично. Ничто лучше не способствует умственному развитию и благородству, как прилежное исследование Библии.

«Если мы сделаем Библию своим учителем, то она научит нас
тому, чему не способна научить ни одна другая книга. Люди берут в руки что угодно, только не Библию. Они с жадностью поглощают тома пустых развлекательных книг, наполненных баснями и вымыслами человеческими; а Библия, имеющая бесценные сокровища истины, сиротливо лежит на столе. Святое Слово, если мы сделаем его правилом жизни, способно возвысить и облагородить нас. Это – голос Божий к человеку. Желаем ли мы прислушаться к нему?» (Э. Уайт. Вести для молодежи, с. 257).

Слайд 22 из 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Иисус во время Своего служения беспрекословно провозгласил:
«Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8:36).

Через Священное Писание мы познаем Христа и обретаем настоящую свободу – свободу от бремени вины, от надуманных переживаний, от плохих привычек, от аморального поведения, от обиды на весь мир.

Мартин Лютер так говорил об этом опыте:
«Библия – живая. Она говорит со мной. У нее есть ноги, и она бежит за мной. У нее есть руки, и она держит меня».

Желаем и вам, дорогие друзья, чтобы Священное Писание стало для вас живым и действенным!

Слайд 23 из 25

Закрепить изучение урока мы предлагаем просмотром видео на данную тему.

Теперь Вы должны закончить этот тест, чтобы продолжить. Ваш тест будет проверен учителем. После этого Вы сможете продолжить изучение.

Проверьте, насколько вам удалось усвоить информацию из пособия.
В каждом вопросе есть только один правильный ответ, выберите его.

1. Что такое свобода согласно Библии?

2. Библия учит о равенстве всех людей.

3. Почему в Средневековье в церкви доминировала древнегреческая философия?

4. Во все века и во всех народах у Бога были люди, живущие по правде.

Теперь Вы должны закончить этот тест, чтобы продолжить. Ваш тест будет проверен учителем. После этого Вы сможете продолжить изучение.

Вы прекрасно справляетесь!
В каждом вопросе есть только один правильный ответ, выберите его.

5. Библия уникальна, потому что она:

6. Чтение Библии нужно начинать:

7. Библию можно читать:

8. Принцип Solа Scriptura означает:

Вперед